Цель оправдывает средства?

Министерство торговли подготовило проект постановления Совмина, над которым, надо полагать, пивовары серьезно задумаются. Если документ, который сейчас проходит согласование, будет принят, то пивная продукция исчезнет из уличных киосков. Это грозит заводам убытками в миллиарды рублей. На защиту интересов отрасли встал концерн «Белгоспищепром».

Производители ячменного напитка оказались в двусмысленной ситуации. С одной стороны, программу развития отрасли на пятилетку (предусматривает увеличение производства в 2,2 раза) никто не отменял. С другой — дамокловым мечом над прогнозными цифрами висят возможные запреты. «По нашей информации, через мелкорозничную торговлю, то есть киоски, сегодня реализуется каждая третья бутылка. Причем в основном это белорусское пиво, — говорит Евгений Марьюшич, главный технолог «Белгоспищепрома». — Не думаю, что запрет на торговлю в ларьках приведет к резкому увеличению продаж напитка в магазинах».

Григорий Петкевич, гендиректор ОАО «Крынiца», рассказал, что материальные потери в случае изъятия пива из мелкой розницы могут быть очень серьезными. «Наша годовая выручка снизится на 45 миллиардов рублей. В этом случае бюджет недоберет около 7,5 миллиарда, — делится расчетами руководитель. — Сегодня у отечественных пивоваренных заводов нет финансовых возможностей, чтобы, подобно импортным брэндам, которые захватывают наши торговые сети, проводить распродажи. Найти средства на дополнительные рекламные кампании и пиар–акции также проблематично. Поэтому запрет на продажу пива в киосках ударит прежде всего по белорусским пивоварам».

Какими соображениями продиктована запретительная инициатива? В Министерстве торговли прокомментировали: лейтмотив проекта — ограничить продажи несовершеннолетним. Практика показывает, что приобретают спиртосодержащий напиток люди, которым не исполнилось 18 лет, как правило, в уличных киосках. В магазинах и предприятиях общепита купить пиво подросткам удается редко. Там контроль серьезнее.

В «Белгоспищепроме» такую постановку вопроса считают некорректной. «Возможно, милиция должна жестче контролировать продажи в киосках. Незаконный отпуск пива — это скорее компетенция МВД, чем Минторга, — высказывает мнение Е.Марьюшич. — А вот серьезные экономические потери, которые могут понести крупные предприятия страны, Минторгом почему–то не учитываются».

В кратком обосновании проекта содержится обеспокоенность по поводу распространения пьянства. Особенно среди молодежи. Указано, что потребление пива в расчете на душу населения выросло с 15 литров в 2000 году до 38 литров в 2006–м.

«Но можно ли на основании этой статистики делать вывод, что количество алкоголиков растет? — сомневаются в «Белгоспищепроме». — В России, например, потребление пива в 2 раза выше, чем у нас. А в Германии на душу населения приходится 150 литров в год. Получается, что немцы сплошь алкоголики? Это не так. Просто когда уровень жизни растет, население начинает отдавать предпочтение слабоалкогольным напиткам».

Григорий Петкевич замечает, что Минторг не предложил пивоварам альтернативы уличным киоскам. «В западных странах половина пива продается в кафе и пабах. У нас только 12 — 15 процентов. Почему так? Думаю, дело в дефиците таких заведений. Перенести значительную часть пива с улиц в точки общепита могли бы и пивзаводы. Мы видим, что создание собственной сети пивных баров — это перспективный бизнес. Но нужны огромные инвестиции. Запрет на продажу пива в киосках средств нам точно не прибавит».

Советская Беларусь

www.VKUS.by