Чтобы правильно отгулять Масленицу, соблюдите традиции

Масленица недаром стоит в православном календаре перед Великим постом. Предстоят семь недель смирения плоти - как тут не налопаться впрок! Хотя и те, кто не держит пост, тоже от блинов не отказываются.

В народе говорят:

«Хоть себя заложи, а Маслену потешь!»

«На горах покататься, в блинах поваляться».

«Не житье, а Масленица».

«Масленица-объедуха, деньгам прибируха».

В первый день Масленицы дети обходили дома с деревянными трещотками (шум был аккомпанементом и по поверьям отгонял злых духов). Дети оповещали о приходе Масленицы, им выносили «пачастунак»: сыр, печенье, орехи. Девочки-подростки выходили на улицу с высоко поднятыми над головой блинами, пели песни о Масленице, а ребята забирали у них блины и съедали их.

Во вторник начинали кататься с гор, которые украшали елочками, чтобы их колючие лапки отгоняли нечисть, чтобы горы не были «лысыми». В городах строили деревянные горки, похожие на те, что стоят сейчас на детских площадках, только очень высокие, со ступеньками для подъема. Кавалеры катали барышень, стоя на запятках санок с высокой стенкой, похожих больше на кресло. Катались на лошадях, гривы и сбрую которых украшали лентами и колокольцами.

Со среды ходили друг к другу в гости, обязательным был приезд зятя к теще на блины, их пекли до 20 штук на человека с разными начинками и «поліўкамі».

Масленица завершала период зимних свадеб, и именно в это время разрешалось прежде «умыкать жен», т.е. красть невест без родительского благословения, и это не считалось грехом, а дозволялось общиной. В этот день женщины приветствовали молодую «замужніцу», принимая ее в свой союз семейных, желали ей скорого потомства. А вот неженатая молодежь подвергалась осуждениям. Старому разборчивому холостяку заваливали двери огромной колодой, символизирующей бесплодие (ведь на ней не будет ни ростков, ни веток). Маленькие колодочки в виде щепок, бантов, пуговиц, засохшей морковки (тоже символ кое-чего), селедочного хвоста прикрепляли к одежде.

Четверг был днем бога Велеса, в честь которого отмечалась Масленица. Он символизировал здоровье, силу, мощь, богатство, был покровителем семьи, заботился о ее увеличении, влиял на потенцию мужчин и чадородие женщин, был опекуном домашних и диких животных, отождествлялся с медведем и домовым - в общем, занимался всеми земными делами.

Четверг назывался «тлустым», «жирным». В этот день женщины имели полное право забыть о хозяйстве, доме, детях, делах, не боясь гнева мужа.

Пятница. Карнавал был и у нас: вывернутый кожух и приделанные рога давали возможность рядиться козой, а она символизировала плодородие (ведь у нее самый большой приплод - 7 козлят). Тот же кожух позволял на время стать медведем, а это сила, мощь, здоровье, богатство, власть, благополучие. Были среди ряженых солдаты, разыгрывающие сражения, доктор старался лечить, предлагая всем травы и снадобья, шинкари всем навязывали ненужные товары, цыгане шумной ватагой пели и плясали, разводили костры, стремились что-нибудь украсть. Непременно был черт со своими хитрыми проделками и смерть с косой за плечами. Вся эта поющая веселая ватага, прошумев вдоволь в центре села, ходила от дома к дому.

В субботу наряжали чучело Масленицы или просто собирали старую ветошь и сжигали на большом костре. Это был момент общей психотерапии: сжигая старье, считали, что огонь забирает все беды и болезни старого года, и вера в это укрепляла силу человека.

Последний день Масленицы назывался Прощеным воскресеньем.

Человек старался войти в Новый год без грехов. Но прежде чем просить прощения у Бога, просили его у тех, с кем жили вместе, работали. По традиции, все по очереди подходили к главе семейства со словами: «Прасці, дзеду, калі саграшыў думкамі, справай ці языком». Потом просили прощения у всех «сямейнікаў» дед и отец.

Винились друг перед другом соседи, друзья, подруги.

Елена Довнар-Запольская

"Комсомольской Правды в Белоруссии"

www.VKUS.by