Белорусские соки вытесняют конкурентов |
"Доминирование местных производств - тенденция, характерная для большинства стран, - заметил собеседник. - В ближайшей перспективе такая же ситуация будет наблюдаться и в Беларуси". В частности, он полагает, что в ближайшие пять лет до 80% всех соков, реализуемых на внутреннем рынке страны, будут разлиты на белорусских заводах. В качестве примера Д. Асташенко привел ситуацию на рынке газированных напитков Беларуси. "Еще около десяти лет назад основную долю на рынке занимала импортная вода, но впоследствии ее практически полностью вытеснила продукция отечественных производителей. Можно прогнозировать, что такая же участь ждет и соковый рынок". Как полагает эксперт, в будущем белорусские соки будут представлены во всех сегментах, в том числе и "премиум". "Вопрос лишь в цене вхождения в этот сегмент, - заметил он. - К примеру, линия по розливу сока в премиальную упаковку будет стоить около млн." Д. Асташенко высказал мнение, что наиболее уверенно будет чувствовать себя на белорусском рынке продукция компаний, принадлежащих Coca-Cola и PepsiCo (Coca-Cola является владельцем компании "Мултон", которой принадлежат такие марки соков как Rich, Nico, "Добрый"; в марте текущего года о приобретении более 75% ОАО "Лебедянский", выпускающего соки "Я", "Тонус", "Фруктовый Сад", объявила PepsiCo - ИФ). "У этих компаний в Беларуси очень хорошая дистрибуция и рекламное сопровождение, и их марки гарантированно останутся на рынке", - считает собеседник. "На рынке также останутся соки с большими рекламными бюджетами, например J7", - добавил он. Помимо того, на импорт также будет приходиться основная доля экзотических соков и сокосодержащих напитков, "в которые пока белорусские предприятия активно вкладываться не будут", - считает Д. Асташенко. Как сообщалось ранее, потребление соков в Беларуси в 2007 году по информации концерна "Белгоспищепром" составило 248 млн условных банок (муб), из них 119 муб пришлось на импортные соки (около 48%) и 129 муб - соки собственного производства (52%). В то же время, по данным Комитета госконтроля, это соотношение несколько иное - отечественные соки занимают в товарных ресурсах немногим более 40%, а около 60% соков импортируются. В прошлом году линии по розливу соков в современные виды тары введены в эксплуатацию на Глубокском и Клецком консервных заводах. В текущем году после реконструкции будут введены в действие новые цеха по производству соков на Пружанском, Ляховичском, Ельском, Гродненском консервных заводах, Барановичском комбинате пищевых продуктов, Стародорожском плодоовощном и Быховском консервно-овощесушильном заводах. Кроме того, в текущем году должны ввести в эксплуатацию производства соков ИП "Завод фруктовых напитков" в г. Высокое (Брестская обл.), ИЧТПП "Старая крепость" в Бобруйске (Могилевская обл.). Последний из проектов, финансируемый Detroit Investments Ltd и Международной финансовой корпорацией, наиболее амбициозный - его инвесторы заявляют о намерении уже на первом этапе создать мощности, превышающие нынешнюю емкость белорусского рынка. В ближайшие годы может быть построен и Минский соковый завод, проектная мощность которого должна составить 100 муб в год. Как полагает собеседник агентства, все белорусские предприятия, запускающие новые производства соков, не будут конкурировать друг с другом - во всяком случает на первом этапе. "Уровень потребления соков в настоящее время невелик - до 10 л на человека в год, в то время как, например, в Германии этот показатель составляет 46 л, России - свыше 18 л. Очевидно, что с ростом доходов населения в ближайшие годы этот сегмент будет расти", - сказал Д. Асташенко. Он отметил, что в данной ситуации основные задачи белорусских производителей состоят в ускоренном переоснащении производств с переводом их на выпуск продукции в современных видах упаковки, усилении рекламной поддержки их продукции и создании "нормальных дилерских и дистрибьюторских сетей". Д. Асташенко также обратил внимание на необходимость активного вхождения в торговые сети. "Сейчас мы (Пружанский консервный завод - ИФ) прилагаем громадные усилия для того, чтобы попасть на полки розничной сети Минска, но пока не везде успешно", - констатировал он. Эксперт полагает, что наличие отечественных соков в ассортименте магазинов является основным фактором, который обеспечит рост продаж белорусских производителей. "Место на полке - вторично. Главное - это просто наличие товара в магазине, а при хорошем рекламном сопровождении покупатель найдет его и на нижней полке", - считает он. В данной связи, заметил Д. Асташенко, было бы уместным усиление со стороны государства контроля над этим вопросом. Собеседник агентства также полагает, что целесообразным было бы внести изменения в законодательство, затрагивающее вопросы ввоза и производства соков из импортных концентратов. "В настоящее время по белорусским стандартам соки, произведенные из импортных концентратов, не признаются продукцией собственного производства на том основании, что степень их переработки недостаточна. Госстандарт относит такое производство к операции по упаковке. Поэтому экспорт соков из концентратов, даже в Россию, затруднен. В то же время, аналогичная российская продукция ввозится в Беларусь беспошлинно. Таким образом, мы находимся в неравных условиях", - заметил он. "Признание Беларусью того, что российские соки из концентратов также не относятся к продукции собственного производства, и, следовательно, должны облагаться пошлиной как концентраты, создало бы конкурентное преимущество для отечественной продукции", - заметил Д. Асташенко. "Небольшой протекционизм со стороны государства был бы оправдан - ведь сейчас очевидно, что валюта вытекает из страны, причем на направления, которые легко заменить", - добавил Д. Асташенко. По данным таможенной статистики, в 2007 году Беларусь импортировала соков на ,4 млн, что на 35,5% больше уровня 2006 года. Основной объем соков в страну поступил из России (на млн, и вырос на 73,9% по сравнению с 2006 годом) и Украины (на ,3 млн, вырос на 9,3%). Крупнейшими поставщиками из стран вне СНГ являются Израиль (в 2007 году по сравнению с 200 годом объем импорта из этой страны вырос на 13,4% и составил млн) и Латвия (вырос на 1,4% до млн). |
Техническое переоснащение соковых производств в Беларуси при обеспечении необходимой рекламной поддержки новой продукции и создании эффективных дистрибьюторских сетей уже в ближайшие годы может привести к доминированию отечественных соков на внутреннем рынке, считает Дмитрий Асташенко, руководитель основного акционера ОАО "Пружанский консервный завод".
Поделиться с друзьями:
Стресс диете не помеха
Переворот в стране суши: Япония выбирает гамбургер.
Кулинарный рекорд
Особенности полевой кухни
Создан женский обед будущего